mommyrox: (Default)
[personal profile] mommyrox
Щас у нас будет пятиминутка ненависти. Или не пяти. Сидела себе в реале, никого не трогала, переваривала вкусные йельские лекции, убиралась на балконе, целовала детей в макушки. Присела на минуточку с кружкой чаю, заглянула в интернет, а там опять! Катерина Мурашова. Придуманный синдром. Как избавиться от чувства вины и можно ли внушить генетическую болезнь.

Если захотите почитать мое злопыханье под катом, сначала пройдите по ссылочке, прочитайте без моих примечаний. Для полноты, такскыть, эксперимента. А потом в комментах можно сравнить впечатления =)

Катерина Мурашова.
Придуманный синдром.
Как избавиться от чувства вины и можно ли внушить генетическую болезнь

Мама ввела сына в кабинет за руку. Он был ростом с меня и, пожалуй, потолще. Шаркал ногами. Губы у него были пухлые, глазки маленькие, волосы стрижены ежиком с челочкой, выражение лица… //не первый раз замечаю, что на описания К.М. щедра, особенно на такие. в школе нас учили в описаниях видеть отношение автора к своему герою - так вот тут с первых строк видно, что герой автору неприятен. «Альтернативно одаренный», ─ политкорректно подумала я. //точно, неприятен. потому что это не "политкорректно", это откровенный сарказм - когда под "одаренный" подразумевается "слабоумный". Скорее всего, органическое поражение головного мозга, но может быть и любой из десятков метаболических синдромов, которые я и по названиям-то не знаю. Многие из них сопровождаются той или иной степенью слабоумия. //так и есть. диагноз по юзерпику, пардон, хабитусу.

─ Как тебя зовут?

─ Емельян! ─ сразу ответил он каким-то странным, блеющим голоском. //кто-то еще сомневается, что ребенок отвратительный?

─ Ну надо же, какое чудесное редкое имя! ─ с фальшивым воодушевлением воскликнула я. ─ Емельян ─ это полное имя. А как же тебя в семье зовут? Ян? Янек? //ключевое слово "фальшивый", по-человечески разговаривать автор уже не собирается, потому что ну слабоумие же, чего церемониться.

─ Нет, Емеля. //подозреваю, что мальчик в этот момент подумал, что тетя, наверное, недалекого ума, раз сказок в детстве не читала. я бы на его месте подумала!

─ Замечательно! Емелюшка… ─ еще шире заулыбалась я. /и еще фальшивей.

Я плохо умею работать с умственной отсталостью (должно быть, тут сказывается отсутствие специального дефектологического образования) ─ либо переоцениваю возможности таких ребят, либо, наоборот, впадаю в ненужное и раздражающее меня саму сюсюканье. //вот так легко признаться в профнепригодности, что работать можешь только с "нормальными" и ничего, а зачем ты нужен тогда, психолог?! или слабоумие, которое с порога примерещилось, автоматически означает, что души у человека нет? не с чем работать психологу? сказывается не отсутствие дефектологического образование, а отсутствие такого базового свойства, как способность к эмпатии, и еще общечеловеческого такта. неужели это только на специальном факультете в ВУЗе отвешивают? Чаще всего я направляю таких детей в наше отделение абилитации, где есть соответствующие специалисты. Но для абилитации Емельян категорически не подходил по возрасту (там занимаются с детьми до четырех лет). //правильно, не умеешь - не берись.

─ Сколько тебе лет, Емеля? //тут может быть купюра была, для краткости повествования. но что-то я не помню, чтобы психолог спросила разрешения называть Емельяна его домашним именем. не спросила и "как мне к тебе обращаться?", только "как в семье зовут?". ах да! К.М. созналась, что склонна к сюсюканью.. проехали? ага! однако, человек, который разговорами зарабатывает на кусок хлеба, надеюсь, с маслом, должен как минимум какой-никакой культурой общения владеть.

─ Тринадцать, ─ писклявый детский голос резко дисгармонировал с физическими размерами мальчика. //очень неприятный автору ребенок, все уже поняли.

─ Что вас сейчас беспокоит? ─ спросила я, обращаясь к матери.

─ Да в общем ничего, ─ тихо сказала она. ─ Нас невропатолог к вам направил.

«Смирилась уже», ─ мысленно вздохнула я, взяла карточку, чтобы все-таки узнать из нее диагноз Емели, и сказала вслух:

─ А по какому поводу направил-то?

─ Со сверстниками он не общается совсем. В школе и вообще… Все со мной да со мной. Невропатолог сказал, это проблема… //тут у меня закрадываются подозрения, что вся история вымышленная от начала до конца...

«О! Так Емеля учится в школе! ─ теперь уже искренне приободрилась я. ─ И мама не предъявляет проблем с усвоением программы. Значит, все не так уж плохо! Наверное, это наша 370 спецшкола». //кирдык тебе, инклюзия! адьос, интеграция! статья-то свежая, вчерашняя, и первая мысль кагбэ-специалиста, что ребенку место у параши в отстойнике для нетаких.

─ Емеля, ты знаешь, в какой школе ты учишься? //не "в какой школе ты учишься?" а "ты знаешь?" то есть диагноз еще не прояснила, а разговаривает сразу как с клиническим идиотом, на всякий случай.

─ В 452 школе, в 7 «Б» классе.

Я медленно открыла и закрыла рот. 452 - обычная районная школа, кажется, даже с усиленным английским. //так тебе и надо! кто тут больший дурак - еще большой вопрос!

─ А какие у тебя оценки?

─ Четыре четверки, остальные ─ пятерки. //к отличникам, даже очень странным, любые дети тянутся. это залог выживания в школе, у меня был молчаливый сосед по парте, мы в школе вообще не разговаривали, списывать это ему у меня не мешало, и мне у него по другим предметам тоже =) так что "не общается совсем" вызывает все больше подозрений в том, что это вымысел, баечка с нравоучением..

Не глядя на мальчика, я судорожно листала толстую карточку. Гипотония мышц, кривошея, задержка развития речи, шумы в сердце, консультация эндокринолога, ангина, еще ангина, плоскостопие, занятия с логопедом, занятия лечебной физкультурой, операция по удалению миндалин, аппендицит… У Емели нет никакого слабоумия и вообще никаких существенных неврологических или тем более психиатрических диагнозов. А что же я тогда перед собой вижу?! //вот это "что", когда проскакивает, всегда очень говорящее... объективизация, да? кто там в терминах силен, поправьте.

─ Рассказывайте с самого начала, ─ велела я матери. ─ Беременность, роды, первый год жизни, состав семьи… Когда и как вам (не невропатологу, а вам!) впервые стало понятно, что что-то идет не так… Как и где обследовали, что делали, чем и как лечили?

Ее рассказ ничего для меня не прояснил. Живут вдвоем с сыном. С мужем в разводе уже больше десяти лет. Отец с Емелей практически не общается, только поздравляет с праздниками и дарит подарки на день рождения. Беременность и роды в общем нормальные. Первый год мальчик плохо спал, много плакал, но ел всегда хорошо. Избыточный вес ─ почти с самого начала. Говорить начал только после трех лет, но до этого все понимал и все показывал жестами. Всегда был неуклюж. Мать работала на дому и в детский сад ребенка не отдала ─ побоялась, что ему там будет плохо. Приглашала на дом логопеда, сама много с ним занималась, научилась делать массаж, разминала вялые мышцы, водила на лечебную физкультуру. Два раза Емелю по полной обследовали в городском диагностическом центре ─ ничего особенного никто из специалистов не нашел. Хотя предполагали разное. («Еще бы!» ─ подумала я.) //вот тут пока обратите внимание КАК МНОГО делала мать. все равно потом она окажется мама-дура, у К.М. по-другому не бывает.

─ Со школьной программой он, как я понимаю, всегда справлялся?

─ Да, здесь разве что несамостоятельность его. Без меня за уроки нипочем не сядет. А когда я ему помогаю, он все неплохо соображает и делает хоть и медленно, но правильно и аккуратно.

─ А как сейчас у Емели с социальным функционированием?

─ Да вот никак, ─ вздохнула мать. ─ В магазин хлеба купить и то сам не пойдет ─ «Я боюсь!» Но по дому мне помогает, что скажу, то и сделает. Мыться до сих пор сам не умеет, хотя воду любит. В школу я его до сих пор провожаю и встречаю, мы потом с ним в магазин идем, или в поликлинику, или куда еще надо. Ни с кем из ребят за все годы в школе так и не сдружился, никуда сам не ходит.

─ Может быть, они его дразнят?

─ Вначале дразнили, конечно, но у них в начальной школе хорошая учительница была, как-то она все сглаживала. А сейчас в классе привыкли уже и просто внимания не обращают. //не верю! © Станиславский. не сходится пасьянс. не дразнят, не обращают внимания, просто проводят по 6 часов каждый день вместе, а за партой Емельяна пустота?! и в столовке не крикнут "подвинься"?! и в раздевалке не толкнут?! близких друзей нет - ну, это дело обычное. у меня тоже не было аж до 9 класса в школе близких друзей, не сложилось как-то (по К.М. и в этом тоже родители мои виноваты, видимо) и задания в парах учитель не дает, и никаких внеклассных мероприятий? каменный век какой-то, а не северная столица великой просвещенной страны..

─ А вы сами что уже делали, чтобы приспособить его к миру?

─ Я? Да так… ну, все рекомендации выполняла ─ врачей, логопеда, учителей, разговаривала с ним всегда много, книги читала… Что же еще?//еще раз отметим героиню-мать! все рекомендации выполняла!

─ Я имею в виду социальную жизнь. Вы же понимаете: у парня сохранный интеллект, но вот закончит он таким школу, даже, допустим, институт, а дальше-то ─ что? Так и будете за руку водить?

─ Ну, значит, такой мой крест… //некоторые другие психологи называют это "принять ребенка таким, какой он есть", по большому счету "мой крест" всего лишь формула, ее можно истолковать как "я его люблю и таким". но уточнять, что имела в виду мать, К.М. не будет, ей и так все понятно..

─ Ну уж нет! ─ внезапно разозлилась я. ─ У Емели своя, отдельная жизнь, она только начинается и наверняка у него есть возможности адаптации. Будете водить его ко мне раз в неделю! ─ и по какому-то внезапному наитию добавила. ─ Вот, видите, я это и здесь в карточке для невропатолога пишу! (обычно я никаких записей в карточках не делаю, но здесь как-то поняла ─ надо!)

***

С Емелей мы вместе придумывали, и он аккуратно записывал на листочке по пунктам план на неделю. Приблизительно так: 1) сходить одному в булочную и купить себе кексик, а маме ─ булочку с помадкой. 2) вымыть себе голову. 3) спросить у соседки по парте, какие сериалы ей нравятся 4) спросить на улице у молодого мужчины, как пройти на улицу Костюшко и т.д. и т.п. Через неделю Емеля приходил ко мне с этим листочком, на котором стояли плюсики или минусы. Мы все обсуждали, несделанное переносили на следующий листочек и дописывали новое. Прогресс очевидно был. //тут вот почему-то я начала похихикивать, потому что мне видится проблема, которую я у Маруси наблюдаю - диспраксия, трудности планирования =) ну ладно, наконец-то психолог угадала, слава Богу, орден ей за это! хотя что мешало К.М. объяснить матери такой подход, не знаю, религия? вера в собственную незаменимость? комплекс бога? К концу третьего месяца Емеля впервые в жизни пошел на классную новогоднюю вечеринку и даже помогал девочкам двигать и накрывать столы. Потом, правда, час простоял у стены, ни с кем не общаясь, позвонил маме и сбежал, но все же, все же… Мне казалось, что даже голос у него стал ниже. //ну, конечно! и тут К.М. спасла! не мог же в самом деле у подростка за 3 месяца голос измениться просто потому, что время прошло, и он вырос?!

А вот с мамой контакт не ладился, и я совершенно не понимала, в чем дело. //да в маме, конечно, дело! не психолог же испытывает трудности с коммуникацией, в самом деле.. Я вовсю нахваливала ей успехи ее сына, всячески втягивала ее в сотрудничество. Ну должна же она видеть, что парень явно становится более самостоятельным, и радоваться этому! Вот он уже и из школы стал сам домой приходить… Посоветовавшись с нашим врачом лечебной физкультуры, я предложила Емеле и его маме комплекс ежедневной гимнастики. «Слушайте, а что с ним вообще-то?» ─ посмотрев на Емелю и полистав его карточку, врач лечебной физкультуры вернула меня все к тому же вопросу…

─ Улучшения явно есть, ─ сказала я матери. ─ Но наверняка можно действовать как-то эффективнее, если бы все-таки удалось понять… ─ С подачи коллеги я опять взглянула на внешность Емели свежим глазом. ─ А вы по трисомии 21 хромосомы его не исследовали? Там же, говорят, бывают какие-то частичные, очень мягкие варианты… //тут, простите, я не удержусь и спрошу - а что? какие-такие эффективные методики у нас есть для трисомии 21 хромосомы? ну, кроме того, что диагноз впишут в Емелину школьную медкарту, что даст право чиновникам от образования в любой момент выставить его в спецшколу, как необучаемого, буде им того захочется?

Какой реакции на свой вопрос я ожидала? Ну, вероятно, что она недоумевающе спросит: «А что такое эта трисомия?», или вздохнет: «Да там врачи на что только не исследовали! Я уж и не помню…»

Мать Емели, не сказав ни слова, упала в обморок. Самый что ни на есть классический, как в литературе про XIX век. Я, разумеется, сначала жутко испугалась, а потом, как выразилась бы литература восточная, «словно молния прозрения озарила ночные небеса непонимания». Я наконец-то все поняла! //о да! автор у нас любит блестнуть эрудицией и этак литературненько сказануть, пока прочие в обмороках валяются..

Когда мне удалось привести женщину в чувство, я, будучи совершенно уверенной в своей правоте, чтобы не тянуть кота за хвост, высказала свою догадку вслух:

─ До Емели у вас был ребенок с синдромом Дауна. Он умер, но вы до сих пор по нему горюете. //а к черту сантименты! умер-шмумер! руби правду-матку, психолог!

Можно ли воспитать «дауненка» из обычного, здорового малыша? Почему нет? У всех же на слуху случаи, когда отец хотел мальчика, родилась девочка, и он воспитал из нее… Или наоборот мать хотела девочку, а родился мальчик. И вроде бы тоже хромосомы ─ против, однако...

Бурные рыдания, практически истерика. Я горда собственной проницательностью, полагаю рыдания катарсисом и спокойно их пережидаю. //автор горда! не чем-нибудь, а своей проницательностью... катарсис это когда человеку больно, потому что его неожиданно ударили поддых, да? ну и вот опять же не верю, что это не было отмечено в карте. или она первого ребенка как выкидыш заявляла? ну каждый же раз спрашивают - сколько беременностей, сколько родов, сколько детей. бла-бла-бла...

─ Все не так! ─ отрыдавшись, говорит мать Емели.

─ Да? А как же тогда? ─ растерянно и совершенно непрофессионально спрашиваю я. //непрофессионально было выше, а тут обычное любопытство взыграло..

***

Она была совсем молода. Ее муж ─ тоже. Никому и в голову не пришло обследовать ее по поводу Даун-синдрома. //вот тут прошу обратить внимание, кому автор поставил диагноз синдром Дауна? правильно! матери! не обследовали ЕЕ, не "ребенка в утробе", не "плод" даже, ее... или это опять объективизация? забегая вперед, дело было 17 лет назад - 1995 год или раньше, а тогда уже были способы пренатальной диагностики синдрома Дауна, да? в нашей стране? Когда родился ребенок, диагноз был как гром среди ясного неба. //значит, не было... В роддоме ей рассказали про синдром, сказали, что такие дети долго не живут, что можно отказаться от ребенка, что она наверняка сможет потом родить здорового ребенка. Предложили посоветоваться с родными. Свекровь и муж пришли с серыми лицами и честно сказали, что к такому не готовы.

Женщина сдалась фактически без боя. Сейчас это почему-то особенно ее мучает: «Если бы я тогда спорила, настаивала, в истерике билась… Но они меня даже не уговаривали почти, я сама согласилась…» //там в названии про вину заявлено, да? так вот автор вполне согласна, что женщина виновата тут. не врачи, не родственники, которые фактически заставили женщину принимать решение в состоянии шока и после родов, ага..

Согласилась, но никому не простила. //я бы тоже не простила. в общем, автор ясно к чему ведет? да, уже кристально ясно, кто тут плохой! Ни свекрови, ни мужу, ни себе. Когда родился Емеля, в первый день увидела в личике новорожденного того, которого бросила когда-то. Чуть позже, когда умер ее отец, практически сразу рассталась с мужем и переехала с Емелей в освободившуюся квартиру.

─ Ну надо же, как бывает, ─ удивилась я, выслушав всю историю. ─ То есть вам, получается, по жизни-то нужен был как раз больной ребенок, чтобы вы его за ручку водили, а он все время улыбался… //больной ребенок в понимании автора это тряпичная кукла, судя по этому описанию..

─ Но я же не понимала.

─ Ну конечно, не понимали, ─ вздохнула я. //все-то вам, убогим, нужно объяснять.. ─ Вопрос, что теперь делать. То есть, что с Емелей делать, понятно ─ продолжать социализацию. А вот с вами…

─ Мне, наверное, лучше всего отравиться.

─ Ну это-то проще всего… ─ я пренебрежительно махнула рукой. //пренебрежение к чувствам матери вообще свойственно автору, по жизни, так сказать.. ─ А сколько сейчас лет первому ребенку?

─ Это была девочка… Семнадцать…

─ Так может она еще жива, ─ вдруг сообразила я. ─ Живет себе в каком-нибудь интернате. Или, наоборот, в Европе. А там, кстати, общению с кровными родителями вроде не препятствуют. //ага, в Европе! очередь от самого Парыжу стоит за русскими детьми с синдромом Дауна, ага..

У матери глаза засветились, и тут же погасли:

─ А если она умерла?!

─ Ну, умерла так умерла, будете хоть знать, на могилке поплачете. //действительно! ерунда какая.. умер-шмумер! Плюс вы, пока ее ищете, навидаетесь еще интернатских с тем же диагнозом. Может, возьмете кого-нибудь на воспитание. //так, я сейчас не буду о том, что мать-одиночка, работает на дому, сын-подросток с особыми потребностями на иждивении, КТО ЕЙ ДАСТ на воспитание еще ребенка, не будем об этом. Автор предлагает матери взять себе другую живую игрушку, с желанным синдромом, и устремить на нее свою гиперопеку и желание водить за ручку и помогать мыться?

Она поблагодарила и сразу ушла, не желая терять больше ни одной минуты и фактически забыв попрощаться. А я очередной раз подумала: чего только не бывает на этом свете! //действительно, только на этом свете (я надеюсь), когда тебе вывалили на голову ведро помоев, ты просто "отряхнулся и дальше пошел", еще и спасибо сказал.. благодарю за ваши помои! простите, если забуду на радостях попрощаться!



Таким образом, я прихожу к неутешительному выводу, что психолог Катерина Мурашова - ненавидит родителей, в первую очередь матерей пусть сходит к психотерапевту по этому вопросу. Вредоносность подобных статей на мой взгляд, многократно превышает все глупости, которые способны нести, например, актриса Аронова или журналистка Боженочка. Потому что последние две не пишут книжек о том, как воспитывать, не дают советов, как возрастные психологи, их мнение всякий спокойно делит на 15 и пропускает мимо ушей. То ли дело К.М. - психолог детской поликлиники, автор книг и колумнист журнала Сноб. Ее глупость это глупость в кубе - с дипломом, апломбом и нимбом. Бесчувственность, бестактность и непрофессионализм на марше.

Тэги даже не подходят. "По прочтении сжечь" к статье в интернете не применимо, скорее, "сделайте мне это развидеть".
This account has disabled anonymous posting.
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting

Profile

mommyrox: (Default)
mommyrox

May 2013

S M T W T F S
   1 2 3 4
567891011
1213 14 1516 1718
19202122232425
262728293031 

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 23rd, 2025 12:43 pm
Powered by Dreamwidth Studios