mommyrox: (Default)
mommyrox ([personal profile] mommyrox) wrote2011-05-06 01:45 pm
Entry tags:

What and Why

Интересный пост и комментарии к нему все на ту же тему.

Я замечала за дочерью, что она способна заниматься повторяющейся, довольно нудной деятельностью по своему усмотрению - бесконечно рисовать один и тот же сюжет в разных вариациях, например. Или бесконечно повторять на пианино одну и ту же мелодию, доводя до совершенства. Но только когда внутренне мотивирована (сама этого хочет). Сюжет рисунка - свой, а не тот, что в художке рисовали полгода, мелодия - из любимого мультфильма, а не та, что в музыкалке задали. Но как только сама не хочет - возникает вопрос "А зачем мне этим заниматься?" который на самом деле скрывает другой вопрос "Мам, а можно мне этим не заниматься?"

Если интересно - не возникает вопрос пригодится ли в жизни.
Если не интересно - нужна еще какая-нибудь причина, чтобы продолжать, какое-нибудь жизненное и понятное ребенку "пригодится" - вполне себе причина. Но не взрослое аморфное "учись, все когда-нибудь да пригодится".

Самое парадоксальное с чем я столкнулась:
- ребенок владеет "уличной математикой": чувством числа, прикидкой, способностью решать жизненные ситуации, требующие вычислений - поделиться с друзьями поровну, купить что-то на небольшую сумму денег в магазине, или оперировать в компьютерной игре большими суммами фантазийной валюты, покупая снаряжение и зелья своему персонажу и т.д.
- при этом ребенок испытывает трудности со "школьной математикой": не понимает язык задачи, не может слова переложить в числа и т.д.

И вот учитель, аргументируя тем, что "тебе это в жизни пригодится" (и кто бы спорил), натаскивает ребенка на "школьную математику", чтобы она ему в "уличной" помогала. А выходит наоборот! "Ты сначала выучи, запомни это, а потом поймешь зачем". Теперь в реальной жизни ребенок спрашивает "это на умножение? я не смогу, я не помню таблицу умножения!" или "тут надо разделить что ли? мне нужен калькулятор".

А на самом деле дети задают совершенно правильные вопросы (с экзистенциальной точки зрения, учителя эти вопросы могут и раздражать) - что мне нравится делать? что я хочу делать? что мне нужно знать, чтобы это делать? На эти вопросы ответить может только он(а) сам(а). Чему удивляться, если в школе в течение 11 лет ребенки слышат "Просто делай, что тебе говорят", а по окончании школы не могут определиться с ВУЗом, и вообще для себя решить чем заняться в жизни. Их очень долго учили не задумываться - зачем/для чего, нравится/не нравится, хочу/не хочу. Потому что есть такое слово "надо".

[identity profile] hettie-lz.livejournal.com 2011-05-06 04:27 pm (UTC)(link)
Я бы сказала, в школе нужно учить и тому, и другому. Понимать, что человек хочет, и что для этого нужно знать - это безумно важно, и школа, действительно, часто не справляется с этим. Но кроме этого, нужно уметь и делать не очень интересные вещи НЕМУЧИТЕЛЬНО, это тоже важный навык.

[identity profile] mommyrox.livejournal.com 2011-05-06 05:03 pm (UTC)(link)
да, про это тоже хотела написать (про немучительно), но и так много букв, а в голове - каша. я лучше еще эту мысль подумаю, потом напишу.

[identity profile] hettie-lz.livejournal.com 2011-05-06 05:38 pm (UTC)(link)
:-)

[identity profile] janemouse.livejournal.com 2011-05-06 07:13 pm (UTC)(link)
Да, многие дети на самом деле владеют математикой и логикой,
но она у них не включается во время школьной математики, поскольку не хватает увлечения и мотивации!
И в этой ситуации, наверное, самое главное - поддержать ребёнка в том, что он на самом деле знает, уверить его в том, что он к математике способен и талантлив,
а потом - помочь искать аналогии из жизни - в задачках из учебника.

[identity profile] mommyrox.livejournal.com 2011-05-07 07:48 am (UTC)(link)
интересно почему "не включается".. не верится, что дело в детях. ну не станет нормальный ребенок нарочно тупить и хватать двойки назло всем. дети как правило любят, когда что-то получается. может, дело в учебниках? в плохо подобранных, оторванных от жизни задачах? к тому же сформулированных коряво? в излишней формализации урока? внимании к оформлению в ущерб пониманию? в зазубривании вместо осмысления? в страхе ошибиться? а может и все вместе.

[identity profile] janemouse.livejournal.com 2011-05-07 08:00 am (UTC)(link)
"не включается" - по самым разным причинам,
по всем перечисленным выше,
или по каким-то своим...

Когда я занимаюсь с такими детьми, то выбираю обычно какую-то область, с которой мы начинаем, и показываю ребёнку, что он может быть в ней успешен.
Кому-то проще с задачками, кому-то с примерами, кому-то с геометрией...
Главное, чтоб получалось!

Ещё мы играли так: из кучи примеров разного уровня выбирали те, которые ребёнок может сходу решить правильно, чтоб он сам видел, что уже много может.

А в школе, к сожалению, часто закрепляется за каждым ребенком его уровень, и учитель не всегда быстро реагирует, даже если ситуация меняется.

[identity profile] mommyrox.livejournal.com 2011-05-07 12:31 pm (UTC)(link)
да, успех окрыляет =) у нас очень хорошие подвижки с таблицей умножения произошли только после того, как дочь увидела как много она УЖЕ знает, и что таблица эта не бесконечная, а осталось всего-ничего доучить.

[identity profile] janemouse.livejournal.com 2011-05-09 09:47 am (UTC)(link)
ага, это очень помогает.
Мы со знакомым мальчиком отмечали плюсиками те задачи, которые ему будет легко решить,
скажем, 30 + 20,
или 3 + 7
а поскольку их там было много, он увидел, как много примеров уже сейчас кажутся ему лёгкими!

И отдельно отмечали минусами те задачи, где условие или ответ не выглядит правдоподобно

[identity profile] janemouse.livejournal.com 2011-05-07 08:00 am (UTC)(link)
А кстати, какой у вас учебник?

[identity profile] mommyrox.livejournal.com 2011-05-07 12:28 pm (UTC)(link)
у нас программа "Начальная школа XXI века", авторы учебника по математике Рудницкая, Юдачева.